Самые популярные сегодня материалы

Лунный посевной календарь садовода на 2020 год

Лунный календарь садовода с таблицей 2020 года с благоприятными днями.

Лунный посевной календарь садовода на 2020 год

Лунный посевной календарь садовода и огородника на февраль 2020 года

Лунный календарь на февраль 2020 год

Таблица Лунный посевной календарь садовода и огородника на 2020 год по месяцам

Таблица Лунный посевной календарь

Таблица посадки рассады в 2020 году: лунный календарь для садовода-огородника

Таблица посадки рассады в 2020 году

Чем занять 4—7 летнего ребёнка на даче летом

Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения.

В возрасте 5-7 лет ведущим видом деятельности ребёнка становится сюжетно-ролевая игра. То есть воспроизведение действий и отношений взрослых или героев каких либо историй (реальных или выдуманных).

На первых этапах такой игры ребёнок воспроизводит предметные действия, характерные для той или иной социальной роли. Игра «в больницу» - это манипуляции с условным градусником (карандаш, палочка и т.д.), игра «в магазин» - манипуляция условными продуктами или другими предметами. Роль взрослого в таких играх рождается из самих воспроизводимых действий, логика которых не всегда соответствует реальной.

Далее содержанием игры становятся внешние социальные отношения (чаще всего профессиональные) и социальная иерархия. То есть, это проигрывающиеся взаимоотношения продавца и покупателя, водителя и пассажиров, врача и пациента.

К 6-7 годам в игру включаются ещё и морально-нравственные основания – теперь врач – это не просто врач, а человек, сочувствующий больному, стремящийся ему помочь. То есть благодаря игре дети узнают об огромной палитре человеческих чувств и эмоций, учатся их выражать.

Влияние игры на развитие психики

Благодаря игре ребёнок начинает ориентироваться в сфере человеческих отношений, понимать смысл и задачи человеческой деятельности. Формируются новые социальные мотивы – желание заниматься общественно-значимой и оцениваемой деятельностью.

Развивается произвольность (сознательное управление) поведения и психических процессов – памяти, внимания, мышления. Это связано с тем, что ребёнок ориентируется на образец, с которым сравнивает своё поведение (т.е. начинает его контролировать) и с самими условиями игры, в которых возникает необходимость развития психических процессов.

Закладываются основы способности анализировать свои собственные действия и поступки, соотносить их с морально-нравственными нормами общества.

Пережив определённые чувства в игре, ребёнку становится легче испытывать их в реальной жизни.

Так же, играя, ребёнок может сбросить эмоциональное напряжение, переработать переполняющие его впечатления.

Взаимодействуя в игре, дети параллельно учатся общаться и развивают речь. Проигрывая различные роли, они узнают о наличии других точек зрения, согласовывают их.

Если всё вышеперечисленное является плюсами игры, то несложно догадаться, что будет минусами.

Так же огромным минусом является ситуация в нынешнем обществе в целом. Современные родители равнодушно, а часто и неодобрительно относятся к детским играм как к несерьёзному, бесполезному занятию. Они стремятся заменить игру обучающими занятиями, не понимая всей опасности такого одностороннего развития.

В идеале дети черпают сюжеты для игр из книг, фильмов и мультфильмов. Но сейчас детям читают гораздо меньше, большинство игр с другими детьми заменило «просиживание» за компьютером. Но персонажи из компьютерных игр чаще всего холодны, жестоки и расчетливы. То есть именно такие образцы поведения будет «впитывать» ребёнок.

Если родители понимают всю важность полноценного игрового процесса для ребёнка, необходимо этот процесс правильно организовать.   

Во-первых, конечно, нужен коллектив, в котором дети смогут играть вместе. Но не спешите вводить туда своего малыша, врываясь и прерывая игровой процесс. Детям будет неприятно или неудобно и все негативные эмоции они направят именно на новенького.

Если вы видите, что в коллективе ребёнку не достаются главные, лидерские роли, не спешите вмешиваться, пускай он сам постарается найти свою нишу в компании.

Если между детьми возник конфликт, например, они не поделили игрушку, так же не стоит незамедлительно вмешиваться – любые трудности, с которыми дети сталкиваются в игре, готовят их к будущей жизни, учат налаживать контакт, искать компромиссы.

Порой бывает так, что на даче нет детей и ребёнку не с кем играть. В такой ситуации не стоит забывать, что любой ребёнок вполне успешно играет один, плюс всегда есть родители, которые хоть иногда, но должны находить время на совместные игры с ребёнком.

Теперь обратимся к непосредственному участию родителей в играх.

Во время прогулок обращайте внимание малыша на окружающий мир, рассказывайте о каких-то простых профессиях, объясняйте, что, например, делает продавец, милиционер, водитель. Играя в спортивные игры, обязательно учитывайте физические возможности ребёнка.

Играя вместе, вы станете ближе, наладите контакт, будете лучше понимать друг друга.

Сейчас очень актуальна проблема – чем занять ребёнка летом на даче. Что касается совместного времяпрепровождения ребёнка и родителя, то здесь можно предложить несколько экспериментов, которые станут для ребёнка как развивающими, так и развлекающими.

Эксперименты с воздухом

1. Расскажите ребёнку о воздухе. Например, устройте маленькое соревнование – попросите его зажать нос и рот и не дышать. Кто больше продержится? Так ребёнок получит представление о том, что нам необходимо дышать, не дышать мы не можем. Расскажите о запахе воздуха – дайте ребёнку последовательно понюхать различные запахи, например, апельсин, духи и зубная паста. Объясните, что сам по себе воздух не имеет запаха, но может передавать запахи различных вещей.

2. Ещё воздух умеет нагреваться и охлаждаться. Поставьте открытую пластиковую бутылку в холодильник, когда она достаточно охладится, наденьте на горлышко воздушный шарик и поставьте её в миску с горячей водой. Вы увидите, как шарик сам начнёт надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Если поставить бутылку обратно в холодильник, то шарик опустится, т.к. воздух остынет и сожмётся.

3. Наверное, ваш ребёнок уже знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Если нет, пожертвуйте одним шариком, чтобы продемонстрировать это. А потом покажите фокус! Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. Теперь его можно спокойно проткнуть без всякого вреда для него!

4. Расскажите ребёнку, что воздух может быть сильным. Чтобы он убедился, устройте небольшой конкурс. Возьмите столько пластиковых стаканчиков (из-под йогурта, сметаны и т.д.), сколько будет участников. Поставьте стаканчики на край стола. По команде начинайте дуть на стаканчики так, чтобы они двигались к противоположному краю. Ну, кто оказался быстрее?

Эксперименты с водой

1. Не менее интересной, чем воздух, является вода. Объясните, что вода также сама по себе не пахнет, не имеет вкуса и цвета. Проиллюстрируйте примеры добавлением в воду различных веществ (соли, сахара, красок).

2. Вскипятите воду и налейте её в стакан или любой другой сосуд, лучше прозрачный; сосуд накройте крышкой. Покажите, как пар конденсируется и снова превращается в капли и падает вниз.

3. Если взять стакан со свежей газированной водой и опустить туда виноградинку, то она сразу потонет, но потом на ней скопятся пузырьки воздуха и поднимут её наверх, там пузырьки лопнут, виноградинка снова потонет. Процесс будет повторяться до тех пор, пока газировка не «выветрится». Объясните, что точно так же поднимаются и опускаются в воде рыбки. У них есть специальный плавательный пузырь – когда надо подняться – рыба расслабляет мускулы, пузырь расширяется, и она идёт вверх, если нужно опуститься на дно, пузырь сжимается.

4. Спросите у ребёнка, можно ли сделать воду из ничего? Наверное, он скажет, что нет или заинтересуется, как это возможно. Поставьте абсолютно сухой стакан в морозильную камеру. Через пару часов достаньте и поставьте на стол. Неожиданно стакан начнёт преображаться. Сначала он запотеет, а через несколько минут на его стенках появятся мелкие капельки воды.

5. Если на дворе сейчас зима или ранняя весна, срежьте с дерева несколько веточек какого-нибудь цветущего дерева и поставьте их в воду. Объясните, что одно из самых важных свойств воды – давать жизнь. Через некоторое время веточки оживут и могут даже зацвести.

6. Ещё один фокус – положите на дно тарелки монету и залейте водой. Как её можно вытащить, не намочив рук? Скомкайте небольшой клочок газеты, подожгите его и бросьте на воду, затем тут же накройте его пол-литровой банкой. Огонь потухнет, нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления, вода втянется в банку. Теперь можно взять монетку и не намочить руки.

7. Вырежьте и цветной бумаги цветы с длинными лепестками. Лепестки закрутите к центру при помощи карандаша. Опустите цветы, например, в таз с водой. Через несколько секунд прямо на глазах ребёнка цветы начнут распускаться. Это можно объяснить тем, что бумага намокла, отяжелела и от этого лепестки раскрылись.

8. Фокус со спичками. Вам понадобится 5 спичек. Их нужно надломить посередине, согнуть под прямым углом и положить на блюдце по кругу уголками внутрь. Капните на сгибы несколько капель воды, и вы увидите как, прямо на глазах, спички начнут расправляться и образуют звезду.

9. Для следующего опыта вам понадобится трёхлитровая банка, противень (разделочная доска или любая другая ровная поверхность) и несколько кубиков льда. В банку примерно на 2,5 сантиметра налейте горячей воды, сверху поставьте противень, а на него положите лёд. Поднимающийся пар будет охлаждаться, конденсироваться, и образует облако. Этот опыт является моделью процесса формирования облаков. Расскажите ребёнку, что капли нагреваются на земле и поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облако. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

10.         Следующий фокус очень легко провести. Приготовьте три миски с водой – одну с холодной, другую с комнатной и третью с горячей. Попросите ребёнка опустить одну руку в холодную воду, а другую в горячую. Через пару минут пускай погрузит обе руки в воду с комнатной температурой. Спросите, горячая или холодная вода? Он обязательно скажет, что для одной руки вода кажется тёплой, а для другой холодной.

11.         Ещё можно показать ребёнку, как пластиковая бутылка может согнуться сама по себе. Возьмите бутылку, налейте в неё горячей воды, через 10-15 секунд вылейте воду и закройте бутылку крышкой. Через несколько минут бутылка сожмётся.

Эксперименты с тенью

1. Вырежьте из плотного картона круг, в центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Это будет ваш циферблат для солнечных часов. Положите его на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять.

Пускай ребёнок прочертит фломастером или карандашом на циферблате линии по тени карандаша, а вы по настоящим часам радом с линией напишите время. Лучше всего делать это, начиная с самого восхода солнца и закончить на заходе. На следующий день часами можно пользоваться.

2. Также с помощью тени можно нарисовать свой портрет. Прикрепите к стене кусок старых обоев. Расположите свет и поставьте ребёнка так, чтобы его тень падала прямо на бумагу. Теперь ваше дело – только обвести тень, а ребёнок пускай дорисует лицо, волосы, одежду.

Эксперименты с зеркалами

1. Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°, а в угол положите одно яблоко. Сколько всего яблок видит ребёнок? Их стало три! Если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начнёт увеличиваться.

2. Ваш ребёнок будет безумно рад, если специально для него вы сделаете радугу! Просто поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Если радуги нет, повертите зеркало, немного измените угол наклона. Радуга обязательно появится!

Эксперименты с электричеством

1. Надуйте небольшой воздушный шарик и потрите его о шерсть, мех или свои волосы. Вы сразу увидите, как шарик начал прилипать ко всем предметам – шкафу, стене, а главное – к ребёнку. Расскажите своему малышу, что объясняется тем, что все предметы имеют определённый электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических зарядов, и заряды со знаком «минус» и «плюс» начинаю притягиваться. Потому шарик и прилипает.

Похожий вариант есть с расчёской. Нужно нарвать несколько маленьких кусочков бумаги, провести расчёской по волосам и поднести к бумажкам – они притянутся к ней.

2. Ребёнок будет в восторге от ещё одного фокуса, связанного со свойствами электричества. Нарежьте алюминиевую фольгу тонкими узкими полосками (можно взять фольгу от шоколада или конфет). Проведите по своим волосам расчёской, а затем поднесите её вплотную к полоскам и посмотрите, что будет.

Познавательные эксперименты

1. Дайте ребёнку чистый лист, тонкую кисточку и немного молока, лимонного сока или столового уксуса. Пускай сделает на бумаге какую-нибудь надпись или рисунок. Если малыш ещё не умеет писать, сделайте это вы. Затем нагрейте лист бумаги. Лучше, если это будет прибор без открытого огня, но подойдёт и свеча, и кухонная плита. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать. Такой фокус можно обставить какой-нибудь таинственной историей.

2. Расскажите ребёнку, что все реки текут в море. При впадении реки в море, все растворённые в воде частицы оседают на дно не только из-за того, что река течёт, а в море вода стоит, но и из-за растворённой в морской воде соли. И это можно очень легко доказать. Насыпьте в 2 стакана одинаковое количество земли, залейте водой и хорошенько перемешайте. Но в один из стаканов предварительно добавьте пару чайных ложек соли. Дайте воде отстояться. Вода в стакане, где соль, станет прозрачной гораздо быстрее.

3. А ваш ребёнок когда-нибудь интересовался, почему большинство продуктов вы убираете в холодильник? В любом случае ему будет интересно узнать, почему так происходит. Для этого можно провести небольшой наглядный эксперимент. Возьмите 2 стакана с небольшим количеством молока, один оставьте на столе на кухне, а другой уберите в холодильник. Через 3 дня сравните содержимое стаканов. Вы увидите, что молоко со стола превратилось в простоквашу и стало пахнуть кислым, а молоко из холодильника осталось свежим. Объясните ребёнку, что это происходит из-за того, что в молоке живёт большое количество микробов и бактерий, когда они попадают в подходящие условия (тепло) начинают размножаться. А в холодильнике холодно и размножаться так быстро, чтобы молоко портилось за 3 дня, они не могут. Именно поэтому многие продукты убираются в холодильник.

4. А знает ли ваш малыш про эхо? Если нет – обязательно расскажите ему! Лучше это делать на прогулке в лесу или в горах. Эхо – это то же самое, что и отражение чего-либо в зеркале, только отражаются не предметы, а звуки. Они как бы отскакивают от деревьев и камней и многократно повторяются.

5. Покажите ребёнку мыльные пузыри. Готовые продаются сейчас во многих торговых центрах, но можно сделать и свои. Для этого нужно смешать 200г воды, 200г моющего средства и 1 чайную ложку сахара. Эту жидкость желательно сначала охладить. Если надувать их на улице, то больше всего подойдёт тёплая солнечная погода. На холоде пузыри будут быстро лопаться.

Возможно, для вас эти эксперименты покажутся глупыми и очевидными, но помните, что жизненный опыт вашего ребенка не сравним с вашим. И очень многие вещи вокруг него хоть и знакомы ему, но не всегда понятны. Любой из перечисленных опытов можно использовать, как интересную развивающую игру, в процессе которой вы с малышом сможете лучше понять друг друга.

Так же, может оказаться так, что дети есть, но они не знакомы друг с другом и компании как таковой нет. В такой ситуации взрослый должен взять на себя обязанность по организации игры, познакомить детей, предложить игру, рассказать правила, самому участвовать на первых порах, пока дети не освоятся.

Спокойные игры, которые подойдут как для улицы, так и для дома

«Да—Нет». Водящий загадывает слово, прочие игроки по очереди задают наводящие вопросы (например, «Это дерево?», «Это дома?», «Это живое?», «Это человек?», «Это профессия?»), на которые следуют только ответы: «Да» или «нет». Последний, кто назвал слово - выигрывает.

«Слова». Берется длинное слово и задача каждого игрока составить из имеющихся букв как можно больше самостоятельных слов, каждую букву в производном слове можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном. (например: крот - рот, кот, ток)

«Алфавит». Каждый игрок рисует таблицу, графы соответствуют определенным понятиям, например (женское имя, мужское имя, река, город, мультфильм, страна, предмет, дерево, птица и т.п., лучше не более 7-8). Наугад из алфавита выбирается буква и все одновременно заполняют строку в таблице таким образом, чтобы название или имя собственное начиналось с указанной буквы. Кто первый заполнит строчку, говорит «стоп» и начинается подсчет очков. Если название выбрано уникальное, то за слово назначается 10 очков, если названия у игроков совпадают, то по 5 очков, если таблица заполнена не до конца, соответственно пустые графы не оцениваются.

«Сказка». Игроки, каждый на своем листе, рисуют заранее оговоренного героя по частям, нарисованная часть загибается, происходит обмен листами, далее рисуется продолжение, так в несколько приемов. Затем с изрядной долей веселья разглядываем результат. Лучше всего рисунок делить на 3 части: голова, туловище (с руками), ноги.

Иной вариант - со словами, можно таким образом составить рассказ, по очереди вписывая предложение на заданную тему. Если игроков более 2-х, получается сборная солянка, вроде испорченного радио.

Вариант «жмурок», игроки рассыпают разные предметы по полу, запоминают, где что лежит, и пытаются собрать с закрытыми глазами как можно больше предметов в свою корзину, играть можно парами, в этом случае, каждый «зрячий» руководит действиями напарника. Можно усложнить задачу - каждая команда должна собирать предметы своего цвета (например, кубики)

«Пирамидка». Игроки по очереди ставят кубики друг на друга, проигрывает тот, после которого обвалилась пирамидка.

«15». Выкладывается 15 камешков (карандашей, палочек, пуговиц и т.д.), каждый по очереди берет не более 3-х штук, проигрывает последний.

Подвижные игры для улицы

«Вышибалы» - Игровое поле длиной ~ 8-10 метров, очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят вышибалы (водящие). Их задача - выбить мячом игроков с поля. Мяч подается поочередно от одного вышибалы к другому. Существует масса вариантов для игроков:

а) вышибалой становится «выбитый» или вновь прибывший игрок;

б) играющие делятся на команды и выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка», что означает либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле;

с) если предыдущие варианты широко известны, то с этим я столкнулась только однажды - в пионерском лагере. Игроков должно быть достаточно много - не менее 4-5 в каждой из двух команд. В каждой команде - один вышибала (В) и остальные игроки (И) на поле размещаются следующим образом:

 

¦ ¦ ¦ В1¦ И2 ¦ И1 ¦В2 ¦ ¦ ¦

 

Каждая из команд поочередно владеет мячом и вышибает игроков противника (И1-И2). Выбитые игроки из категории игроков переходят в категорию вышибал, то есть выходят за границы поля в сектор (В1-В2, соответственно), завладеть чужим мячом может только игрок, поймавший «свечку» (мяч, пойманный с земли «свечкой» не считается, игрок, поймавший такой мяч переходит к вышибалам). Побеждает та команда, в которой еще остались игроки, они же и начинают следующий кон.

«Шаги» (1 вариант): Чертится круг диаметром 1,5-2 метра, в который помещаются все участники. Водящий подбрасывает мяч как можно выше и бежит дальше от круга. Тот из игроков, кому удалось поймать мяч, кричит «стоп» и назначает количество шагов до водящего (шаги могут быть самые разнообразные и в разном количестве, например, 2 «гиганта» и «5 «лилипутов»), если ему после выполнения назначенных шагов удается дотронуться до водящего, он сам становится водящим. Шаги помню только некоторые, но вы можете пофантазировать сами: «Гигантские» - большие шаги в прыжке, «лилипуты» - шаг на полступни, «ниточка» - от мыска к мыску, «утята» - вприсядку, «зонтики» - прыжок с переворотом, «зайчик» - прыжок ноги вместе.

«Съедобное—несъедобное» - Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные предметы. Если звучит «съедобное» слово игрок должен поймать мяч, «несъедобное» - пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

«Я знаю 5 имен»: - по земле чеканят мячом (ладонью), при каждом ударе произнося очередное слово: «Я знаю 5 имен девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности): Маша - раз, Таня - два, Катя - три, «Соня - четыре, Ира - пять», «Я знаю 5 ...» Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игроку, когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался (как это делается в «классиках»), при этом заранее лучше договориться в каком порядке будут называться предметы. Эта игра полезна и без мяча, в домашних условиях.

«Собачка» - игроки встают в круг, и перебрасывают мяч друг другу, задача «собачки» - завладеть мячом, потерявший мяч сам становится «собачкой».

Это ограниченный перечень игр с мячом, его можно дополнить классическими играми в футбол, баскетбол, волейбол, пионербол.

«Море волнуется раз...» Вода стоит спиной к игрокам, которые выделывают всевозможные пассы, изображая различные фигуры в движении, и произносит слова: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура на месте замри», затем оборачивается, тот, кто не успел замереть или пошевелился, первый становится водящим.

«Тише едешь...» - один из вариантов «морских фигур», водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, вода отворачивается и произносит: «Тише едешь - дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается. Игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться, возвращается к стартовой черте. Победитель, первый достигший воды, сам становится водой. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно оборвана (вносится элемент неожиданности), но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него вода может обернуться.

«Домики» на поле рисуются кружки-домики, ровно на один меньше количества игроков, вода обходит домики, собирая игроков в цепочку, и уводит их подальше, при этом рассказывая, куда их ведет, после команды «по домам» все бросаются обратно и тот игрок, кому не досталось домика, становится водящим. Вариант присказки: «Пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и т.д., перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили, (далее по вкусу)» затем следует неожиданная команда «по домам» в любом месте рассказа - развивает внимание и реакцию.

«Колечко» - игроки сидят на лавочке и держат ладони сложенные лодочкой перед собой, вода зажимает колечко (можно монетку) в своей «лодочке» и поочередно проходит через всех игроков (можно не раз), вкладывая свои ладони в ладони игроков, незаметно перекладывая одному из них «колечко», затем произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко», задача игрока получившего колечко встать и выйти, став при этом водящим, задача остальных - удержать его, если они, конечно, успеют сообразить - кому это колечко досталось, интересно играть в составе не менее 4-5 человек.

«Светофор» поле ограничено с 4 сторон (умеренно, зависит от количества игроков), это что-то наподобие пешеходной дрожки, выбегать за пределы которой нельзя. Итак, водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки, у которых данный цвет имеется на одежде, спокойно переходят, остальные - «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водой.

«Белки-стрелки» или «Казаки-разбойники» Игроки делятся на две команды, «стрелкам» дают время скрыться и затем начинается погоня, поиск ведется по следам-стрелкам, расставленным игроками- «стрелками» на поворотах, а может и чаще. Как только последняя «стрелка» найдена и поймана, команды меняются ролями.

«Чехарда» - перепрыгивание друг через друга по цепочке.

«Ручеек» – всем известная игра, дети стоят парами, держатся за руки, руки подняты вверх. Игрок, не имеющий пары, пробегает по образованному «тоннелю» и хватает за руку понравившегося участника. Тот, что остался один, так же отправляется на поиски пары для себя.

«Выше ноги от земли» игроки по счету разбегаются и пристраиваются так, чтобы ступнями не касаться земли (садятся, виснут на деревьях и т.д.) Задача водящего осалить того, кто не удержался и коснулся земли, интерес заключается еще в том, что игроки на почтительном расстоянии могут изменять свое месторасположение.

«Путаница» - игроки сцепляются руками в круг и путаются, перелезая, как только можно друг через друга, пока водящий отвернулся. Затем он должен распутать этот клубок, не размыкая круг.

«Бояре». Две команды, держась за руки, идут сначала на встречу друг другу, потом назад и так по очереди. И говорят:

 - Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли.

 - Бояре, а зачем пришли, дорогие, а зачем пришли.

 - Бояре, нам невеста нужна, дорогие, нам невеста нужна.

 - Бояре, а какая вам мила, дорогие, а какая вам мила.

 - Бояре, нам вот эта мила (показывают на одного из игроков), дорогие, нам вот эта мила.

 - Бояре, она дурочка у нас, дорогие, она дурочка у нас.

 - Бояре, а мы плеточкой ее...

 - Бояре, она плеточки боится...

 - Бояре, а мы пряничка дадим...

 - Бояре, у ней зубки болят...

 - Бояре, а мы к доктору сведем...

 - Бояре, она доктора боится...

 - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда.

«Невеста» разбегается и пытается прорвать цепочку из рук в противоположной команде, если не прорвет, остается в команде, если прорвет, забирает одного игрока и уходит в свою команду.

«Щука» - вариант салочек (пятнашек), осаленный прицепляется к воде и вместе они салят следующего, последний осаленный игрок становится водящим.

«Колдунчики» - осаленные замирают на месте, раскрыв руки, они могут быть заново расколдованы, если водящий допустит к ним других игроков, водящим становится последний осаленный.

«Третий лишний» - игроки встают в круг по двое (один за другим), водящий бежит за одним из свободных игроков по внешнему кругу, не пересекая его, игрок может встать перед одной из пар и тогда убегать придется тому, кто оказывается третьим и стоит спиной к границе круга. Осаленный становится водящим.

«Крокодил», «Пантомима» или «Шарады». Две команды, противоположная команда загадывает слово, часть игроков пытается изобразить его пантомимой, вторая часть - угадать. Если отгадывают, меняются ролями.

«Кандалы» (сокращенный вариант игры «Бояре»), эта игра отличается только диалогом играющих команд: - Кандалы. - Скованы. - Раскуйте. - Кем? - Другом моим. - Каким? Далее выбирается игрок, который разбивает чужую цепь.

«Холодно-горячо». Вода прячет предмет, который игроки должны найти по его указаниям: холодно, холоднее, теплее, горячо, совсем жарко и т.д., в зависимости от темперамента игроков. (можно играть дома)

«Ворота». Вариант жмурок, где водит двое с закрытыми глазами - «стража», меж которых должны пройти остальные игроки, пойманные меняются местами со стражей.

«Испорченный телефон». Правила, к сожалению, помню смутно. Игроки сидят на скамеечке, водящий произносит шепотом слово первому игроку, который по цепочке намеренно быстро передает его дальше. Вся соль заключается в том, что дойдет до последнего игрока. Далее очередь сдвигается, и последний игрок становится первым - водой.

«Секретки» (любимы девочками) - в земле отрывается ямка, на дно кладется фантик (лучше блестящий), на него укладывается что-то наподобие гербария и покрывается все это кусочком стекла, затем засыпается землей. Потом по секрету девочки показывают свои сокровища друг другу.

«Прятки». Стоит ли объяснять правила этой всем известной игры? На всякий случай напомним. Вода встаёт к стене и считает до числа, о котором игроки заранее договорятся. Пока он считает, все остальные должны успеть спрятаться. Отсчёт всегда заканчивается словами «Я иду искать». Найдя игрока, вода должен опередить его и первым коснуться «пана», места, у которого он считал. Также, игроки могут не ждать, пока их отыщут, а пока безопасно, выбегать из укрытия и касаться «пана». Новый водящий определятся из числа тех, кого нашли с помощью, например, считалки.

«Кис—Мяу». Очень похожа на игру в фанты. Игроки выстраиваются в шеренгу. Выбираются 2 водящих. Они встают спиной друг к другу, но один лицом к игрокам, а другой, соответственно, наоборот. Тот, что стоит лицом, в случайном порядке указывает на игроков и спрашивает у второго воды «Кис?», тот может ответить либо «Брысь!» либо «Мяу!». Если «Брысь» - первый продолжает спрашивать «Кис?». Если «Мяу!», то тот, на кого указал первый вода, должен исполнить какое-либо его желание или выполнить задание.

«Резиночка». Для игры нужно 3-4 участника (и более) и резинка длиной 3-4 метра. Ребёнок может играть и один, но тогда резинку придётся натянуть, например, между деревьями. Но и при большом количестве участников, не обязательно, чтобы кто-то стоял «в резиночке». 

Играют друг против друга или командами. Суть игры в том, чтобы прыгать на всех уровнях резиночки, выполняя определённые упражнения, и не ошибиться.

В случае, если игрок ошибается, прыгать начинает следующий.

Уровни игры в резиночку:

- первые - когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих;

- вторые - резиночка на уровне колен;

- третьи - резинка на уровне бедер;

- четвертые - резинка на уровне пояса;

- пятые - резинка на уровне груди;

- шестые - резинка на уровне шеи;

- седьмые – резинка держится на уровне ушей.

Сами упражнения при всём желании очень сложно описать на бумаге, но, скорее всего, в вашем дворе есть старшее поколение детей, которые уже прекрасно разбираются во всех премудростях этой игры. Они и могут научить самых младших. 

«Классики». Скорее всего, почти каждый взрослый помнит, что это за игра. Но в случае чего, вот краткое описание.

На асфальте рисуется фигура с квадратами (от 1 до 10). Сверху должен быть полукруг. Он называется «Котёл» или «Огонь».

Также нужен небольшой камешек или что-то в этом роде (бита). Его дети будут передвигать во время прыжков.

Суть игры: дети кидают биту на квадрат с соответствующим "классом" и дальше выполняют по очереди задания ("классы"):

- Первый - обычный. Прыгают или ходят как угодно, и перебрасывают биту на следующий квадрат при каждом шаге (прыжке).

 - Второй - кидают биту на цифру "2" с закрытыми глазами. Дальше прыгают и ходят как угодно, главное - дойти до 10 квадрата.

 - Третий - "кочерга". Прыгают на правой ноге, передвигая биту всегда влево на следующий квадрат. "Переменка" (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) - на 5м квадрате.

 - Четвертый - на левой ноге. Биту передвигают все время вправо. "Переменка" (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) - на 6м квадрате.

 - Пятый - прыгают и передвигают биту двумя ногами одновременно.

 - Шестой – прыгают и перебрасывают биту через одну клетку (1-3-5-7-9).

 - Седьмой - нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются насмешить.

 - Восьмой - можно кидать биту из пятого класса (квадрата).

 - Девятый - кидают биту на "9" и прыгают с закрытыми глазами.

«Улитка». На асфальте рисуется огромная улитка (большая спираль). На ней расчерчиваются «домики» - поперечные линии вдоль всей спирали (как в классиках). Суть игры в том, чтобы на одной ноге пропрыгать всю «Улитку» от начала до центра круга. Игроки заранее договариваются, можно ли менять ноги и отдыхать, и на какой клетке это будет происходить. Каждый, кто преодолел «улитку», на поле выбирает любую клетку и чертит какую-нибудь картинку (главное, чтобы было понятно, что это как бы «знак» именно этого игрока). С каждым коном игра усложняется тем, что игроки, прыгая по клеткам, не могут наступать на «домики» своих соперников. В итоге, «домиков» становится так много, что их уже невозможно перепрыгнуть. Выигрывает тот, чьих «домиков» на поле больше всех. Вставать на обе ноги, наступать на линии или выходить за пределы «улитки» нельзя. Если это происходит, игрок лишается права присвоить себе «домик».

 

Литература.

1.     Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2007.

2.     Зубкова Н.М. Пять тысяч – где, семь тысяч – как, сто тысяч – почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. – СПб.: Речь, 2008.

3.     Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.:Гардарики, 2007.