Для детей очень полезно на участке выделять место для собственной грядки. Такая грядка площадью 1-2 кв. м доставит им не только много радости, но и даст необходимые навыки и умения, знания, приучит к самостоятельному труду.
Малыши под вашим руководством станут более терпеливыми, научатся внимательно и заботливо относиться к окружающему миру, разовьют эстетические наклонности. В этом занятии особенно важен первый успех, поэтому следует выделить для такой грядки самое лучшее место в саду – солнечное, открытое, с достаточно удобренной почвой.
Приобретите для детей необходимый садовый инвентарь: лопату, мотыгу, грабли, ведерко и лейку из пластмассы. Что же сажать и сеять на детской грядке? Этот вопрос прежде всего нужно обсудить с детьми, но желательно посеять всего понемножку. Позже вместе с детьми наблюдайте, как молодые растеньица набирают силу, наливаются, и зреет урожай. Вместе пропалывайте и прореживайте растения, чтобы малыши усвоили, какие растения должны вырасти на грядке, а какие необходимо удалять как сорняки. При этом дети стремятся быть единственными хозяевами своей грядки, хотят, чтобы она была их гордостью. Поэтому их нужно очень тактично поправлять в этой работе.
Игры в саду
Если у вас маленькие дети, то в их и в ваших собственных интересах оборудовать в саду безопасную площадку для игр.
Это не означает, что следует превратить ваш участок в сад развлечений, но нужно также избегать того, чтобы ребенок часами играл в одном-единственном отведенном ему уголке. Оборудованный с учетом интересов ребенка сад должен доставлять радость и вам, и малышу. Если детям интересно играть в саду, у вас освобождается время для своих занятий. Дети же получают возможность играть не в четырех стенах, а на просторе и на свежем воздухе. Все это звучит прекрасно, но на деле возникает много проблем.
Прежде всего, существует такая проблема, как скука. Выставить ребенка в сад – не значит лишить его всех домашних игрушек и оставить ему только одну возможность развлекаться – гонять мяч. Нужно найти ему и другие занятия. Постарайтесь поставить себя на место ребенка. Как взрослому человеку, вам могут показаться привлекательными дорогие качели или добротный игрушечный домик. Дети же, зачастую, предпочитают для игр простые предметы: чайную посуду, ведра и лопаты, простыни и коробки, из которых можно соорудить крепость или пиратский корабль... Другая, относительно мелкая, проблема – возможный ущерб для сада: опрокинутые горшки, сломанные растения и т.п. Это раздражает, но редко доставляет серьезные неприятности, которых к тому же можно избежать, предоставив часть сада целиком в распоряжение детей. Впоследствии из песочницы можно соорудить цветочную клумбу или водоем, а бывшие качели использовать как арку для вьющихся растений.
Серьезной проблемой является возможный травматизм. Самый опасный в этом отношении возраст – от двух до пяти лет, когда дети особенно подвижны, а чувство опасности у них еще не развилось. На благоразумие малыша полагаться нельзя, а неприятностей почти всегда можно избежать, если обеспечить ребенку интересную и безопасную площадку для игр.